Неширокая полоса. Рост рынка ШПД замедлился из-за кризиса

Уровень подключений на российском рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в 2009 году вырастет не более чем на 32%, хотя в последние годы рос на 70—90%, прогнозируют аналитики J’son & Partners. Замедление рынка аналитики связывают с дороговизной подключения услуг ШПД в регионах, а также кризисом и падением уровня доходов населения. Аналитики и участники рынка утверждают, что в Москве рост рынка замедлился по естественным причинам — уровень насыщения приближается к максимуму, а в регионах из-за кризиса и низкого благосостояния граждан.

«Несмотря на то что в среднем рынок по России еще не насыщен, из-за дороговизны услуг в регионах люди начали сокращать расходы на Интернет», — говорит аналитик J’son & Partners Григорий Бецков. По его словам, российский рынок ШПД в 2009 году вырастет на 32%, а в 2010-м — на 28%. «Ситуация улучшится только к 2011 году», — заметил он. По оценкам iKS-Consulting, рост подключений к услугам ШПД в текущем году составит порядка 34%, притом что рост подключений в 2008 году составил 71%, до 9,1 млн абонентов. В денежном выражении рост российского рынка ШПД составит около 50%, до 2,24 млрд долл., считает аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. По его словам, сейчас проникновение ШПД в регионах составляет в среднем 13%. В целом же проникновение услуг ШПД по России сейчас составляет 17%, а к 2010 году по прогнозу может достичь 25%.

Пресс-секретарь «Комстара» Екатерина Невская связывает возможное изменение спроса на услуги ШПД с проникновением компьютеров. «В связи с кризисом жители регионов могут экономить именно на покупке дорогого для них пользовательского оборудования», — говорит г-жа Невская. По ее словам, в Москве снижение роста подключений связано с тем, что этот рынок близок к насыщению. С ней согласны старший директор по техническому развитию ШПД в регионах ОАО «ВымпелКом» Дмитрий Малов и управляющий директор «Акадо-Столица» Денис Лобанов; по словам обоих, в долгосрочной перспективе московский рынок придет к насыщению, достигнув уровня проникновения 80—82%. «И в дальнейшем рост рынка можно связать с ростом числа вводимых домохозяйств. Пока динамика роста в 2009 году прогнозируется на уровне 30%», — сказал г-н Лобанов.

По словам г-на Малова, в Москве сейчас 3,9 млн домохозяйств, из них 2,7 млн подключенных. Денис Лобанов приводит немного другие цифры. «По состоянию на конец 2008 года в Москве было подключено 2,2 млн из 3,6 млн домохозяйств. В 2009 году эта цифра, согласно прогнозам, составит около 2,5 млн, а общее число домохозяйств незначительно вырастет, составив 3,625 млн», — утверждает он.

Вадим Курин, генеральный директор NetByNet, также связывает замедление темпов роста московского рынка ШПД с его постепенным насыщением. «По нашим данным, сейчас уровень проникновения услуг ШПД в Москве составляет порядка 60—65%. В ближайшие два-три года рынок московского ШПД будет расти на 12—15%», — говорит г-н Курин. По его мнению, это не так мало, потому что абоненты будут также выбирать более дешевые тарифы. «Сейчас в Москве около 3,5 млн домохозяйств, из них подключено 2—2,2 млн. Если каждый абонент платит в среднем по 500 руб. в месяц, то мы получим доход в 13—13,2 млрд руб. ежегодно. Это вполне приличная сумма», — заключил он.

Рубрики: Интернет, Финансы

Ключевые слова: Интернет, Интернет-провайдеры, широкополосный доступ, кризис